Эволюция интерфейсов взаимодействия человека c компьютерами
Платформа Метабот развивается в концепции эволюции пользовательских интерфейсов.
Чтобы показать, как эволюционировало взаимодействие человека с миром компьютеров для начала процитируем известного российского философа Михаила Куртова:
«Эволюция пользовательского интерфейса в упрощенном виде проходит через три этапа:
I. Пакетный интерфейс (batch interface) как конвергенция первого этапа эволюции внешних средств (перфокарты, перфолента) и первого этапа эволюции внутренних средств (машинный код);
II. Интерфейс командной строки (command line interface, CLI) как конвергенция второго этапа эволюции внешних средств (телетайп) и второго и третьего этапов эволюции внутренних средств (ассемблер, языки высокого уровня); сюда же можно отнести так называемый текстовый пользовательский интерфейс (text user interface);
III. Графический интерфейс (GUI) как конвергенция пятого этапа эволюции внешних средств (клавиатура + графический дисплей + мыши) и третьего этапа эволюции внутренних средств; появлению WIMP предшествует переизобретение полиэкрана и эксперименты с новыми манипуляторами (Sketchpad, NLS, GRAIL, etc.); разработка WIMP в лаборатории Xerox PARC опиралась на исследования в области зрительного восприятия.;»
2014, Михаил Куртов. Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода.
Продолжим ряд:
IV. Планшет как устройство с сенсорным экраном, позволяющим управлять компьютерными программами, через прикосновение пальцами к объектам программы на экране.
V. Смартфон, как мобильный телефон с сенсорным экраном, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера. Предустановленные Web-браузеры как средство доступа к сети Интернет и первые мессенджеры как системы мгновенного обмена сообщениями в сети Интернет.
VI. Диалоговые интерфейсы как конвергенция мессенджеров, платформ для управления диалоговыми коммуникациями и сервисными узлами в сети Интернет. Асинхронные коммуникации. Мессенджеры – самые скачиваемые и часто используемые мобильные приложения, превращаются в суперприложения, благодаря их массовой популярности и возможности интегрировать в них бизнес-функции с помощью чат-ботов. В Китае сегодня без WeChat практически невозможно жить. WeChat стал главным “домашним” экраном для многих китайских пользователей смартфонов, поскольку почти все функции можно выполнять из приложения.
VII. Шлем и приборы VR, как интерфейс для виртуальной реальности/метавселенных, который предоставляет полное погружение в виртуальную среду, где будут проходить рабочие конференц-звонки, встречи с друзьями и даже шоппинг в трехмерном пространстве. Это Интернет нового поколения, который еще называют web3.0.
Этап (IV) планшет является естественным продолжением тренда, указанного и подробно разобранного в работе Куртова. Он позволил заменить мышь пальцем, но начиная с этапа (V) мы видим качественно новый этап в коммуникациях человека и мира компьютеров. Движение начатое совмещением телефона и персонального компьютера, завершилось превращением смартфона в универсальное средство оперативного доступа к сети Интернет и мгновенного обмена асинхронными сообщениями. Телефонная связь уходит на второй план, а компании, ее предоставляющие превращаются в провайдеров мобильного Интернета.
На этапе VI человечество начало общаться с компьютерами привычным для себя способом на естественном языке с помощью текста или же с помощью голосовых сообщений, которые транскрибируются и подаются на вход платформы управляющей диалоговыми коммуникациями. Платформа, в свою очередь, используя технологии искусственного интеллекта для распознавания текста (NLP), определяет намерения пользователя и связывает его с сервисными узлами в Интернет. Смартфон всегда находится под рукой, сервисные узлы оказываются постоянно доступными, взаимодействовать с ними можно через привычные диалоговые коммуникации, проще говоря, через речь – а значит, мы фактически получаем расширение своего организма. Благодаря же свойству асинхронности коммуникаций, имеется возможность общаться и отвечать в любое удобное время, частично вытесняется электронная почта, коммуникации между людьми становятся более простыми и удобными, более интенсивными и продуктивными.
Представленная возможность современных диалоговых коммуникаций вызывает тектонические сдвиги в мире маркетинга (упрощается построение маркетинговых каналов и улучшаются их характеристики) и в разработке веб-сайтов, веб-порталов, сервисных платформ – предъявляя новые требования к их архитектуре – навигация по сайту вытесняется функциональностью диалоговой коммуникационной платформы, коммуникация же автоматически становится омни-канальной.
На этапе web3.0 (VII) нас ждет полное погружение в виртуальную среду, не ограниченное экраном, мы будем взаимодействовать друг с другом не с помощью клавиатуры или мыши, а с помощью голоса, жестов, эмоций, как в реальной жизни. Изменение интерфейса приведет к фундаментальным изменениям в обществе по мере того, как мы приближаемся к тому времени, когда покупка товаров и услуг в Интернете становится иммерсивным, трехмерным опытом.
Проект Метабот посвящен тому, чтобы соединять людей с помощью новых интерфейсов взаимодействия по мере их проникновения в нашу жизнь. Сегодня самый распространенный и удобный способ взаимодействия происходит с помощью мессенджеров и мобильных устройств.